ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
В статье описаны основные этапы развития и становления метода фотодинамической терапии (ФДТ) в России. Даны краткие характеристики фотосенсибилизаторов, разрешенных к клиническому применению в России, в числе которых фотогем, фотосенс, аласенс, радахлорин и фотодитазин. Приведены их физико-химические и спектральные характеристики, лекарственные формы, результаты доклинических исследований и опыт пострегистрационного применения. Перечислены основные исследовательские центры, занимающиеся проблемами ФДТ.
Новая медицинская технология фотодинамической терапии рака полых органов определяет параметры проведения облучения (место установки и положение световода, количество позиций облучения и его продолжительность) с целью снижения вероятности повреждения здоровой слизистой оболочки полого органа за счет оптимизации дозы света. Технология позволяет избежать воспалительных и некротических повреждений неизмененной слизистой оболочки противоположной от опухоли стенки органа и поздних осложнений и достичь полной регрессии опухоли в зависимости от локализации в 73–87% случаев при сроке наблюдения от 1 года до 11 лет.
Представлены результаты изучения динамики накопления в опухоли и здоровых тканях и фотодинамической активности борированного хлорина у беспородных крыс с саркомой М-1. Показано, что индекс контрастности опухоль/здоровые ткани достигает своего максимального значения через 3,5 ч после внутрибрюшинного введения борированного хлорина в дозе 5 мг/кг. При про- ведении облучения (плотность энергии 150 Дж/см2, плотность мощности 0,25 Вт/см2) через 3,5 ч после введения фотосенсибилизатора в дозах 1,25; 2,5 и 5 мг/кг к 48-му дню наблюдения у всех животных зарегистрирована полная регрессия опухоли, что свидетельствует о высокой фотодинамической активности борированного хлорина.
Приведены результаты флюоресцентной диагностики (ФД) с препаратом аласенс у 237 больных раком кожи. Средний возраст пациентов составил 63±11 года. Показаниями к ФД служили уточнение границ рака кожи различной локализации перед проведением специализированного лечения, а также поиск скрытых очагов злокачественного поражения. Были выделены две группы пациентов: больные с местно-распространенными формами рака кожи головы и шеи, которым ФД проводили перед хирургическим лечением, и больные раком кожи различной локализации, которым ФД проводили перед фотодинамической терапией (ФДТ). ФД позволила уточнить границы ранее выявленных опухолевых очагов у 100% больных, что повлияло на объем резекции тканей во время оперативного вмешательства в 1-й группе пациентов и помогло спланировать поля лазерного облучения при проведении сеанса ФДТ во 2-й группе больных. В результате ФД с препаратом аласенс у 118 (53,1%) из 222 пациентов 2-й группы было выявлено 506 очагов дополнительной флюоресценции, из которых у 63 (28,4%) больных при морфологическом исследова- нии диагностирован рак кожи.
Приведены результаты локальной флюоресцентной спектроскопии, выполненной у 185 женщин с фоновыми и преинвазивными заболеваниями шейки матки и инфицировании ВПЧ высокого онкогенного риска. Флюоресцентное обследование проводили через 2 ч после внутривенного введения препарата фотодитазин в дозе 1 мг/кг (длина волны 636,5 нм). Накопление фотосенсибилизатора в опухоли оценивали по величине диагностического параметра (ДП), рассчитываемого, как средняя величина нормированной флю- оресценции для каждого типа тканей. В здоровых тканях ДП составил 0,6±0,4, что свидетельствует об отсутствии накоплении в них фотосенсибилизатора. По данным исследования, препарат также не накапливался в ретенционных кистах (ДП 0,3±0,1), что объясняет низкую эффективность фотодинамической терапии при этой патологии. Накопление фотодитазина существенно зависело от типа патологической ткани. У пациенток с воспалением, лейкоплакией и CIN I накопление фотосенсибилизатора в патологических очагах было незначительным: ДП составил 1,7±0,2, 1,8±0,2 и 2,1±0,3, соответственно. В очагах эндометриоза и CIN II ДП был существенно выше и составил 8,3±2,1 и 14,1±4,1, соответственно. Наибольшее накопление фотосенсибилизатора было зареги- стрировано в очагах CIN III, плоскоклеточного рака и аденокарциномы. При этом значения ДП при этих патологиях практически не отличались и составили 23,1±4,7, 22,7±1,8 и 23,3±1,4, соответственно. При проведении флюоресцентной диагностики тяжелой дисплазии у 48% пациенток границы участков флюоресценции превышали размеры патологических образований, обнаруженных при расширенной кольпоскопии с наличием дополнительных зон флюоресценции. При взятии прицельной биопсии из этих участков у всех пациенток были подтверждены патологические изменения: CIN II, CIN III, легкая степень дисплазии или CIS. Таким образом, применение методики локальной флюоресцентной спектроскопии позволяет диагностировать мультифокальные поражения на шейке матки, правильно оценить границы поражения и своевременно решить вопрос о проведении эксцизионной биопсии.