Preview

Biomedical Photonics

Расширенный поиск
Том 8, № 3 (2019)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)
https://doi.org/10.24931/2413-9432-2019-8-3

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 

4-10 1100
Аннотация

Цель исследования – изучение влияния радахлорина на агрегационную активность тромбоцитов в опытах in vitro и ex vivo. Опыты проведены на крысах-самцах линии Wistar. Агрегационную активность тромбоцитов определяли в плазме, обогащенной тромбоцитами (PRP), турбидиметрическим методом, индуктор агрегации – аденозиндифосфат (АДФ) в конечной концентрации 1,25 μМ. Пробы PRP, содержащие радахлорин, облучали при плотности мощности 0,05 Вт/см2. После темновой инкубации в течение 5 мин PRP с радахлорином наблюдали дозозависимое угнетение агрегации тромбоцитов. Лазерное облучение (плотность энергии 12,5 Дж/см2 и 25 Дж/см2) усиливало ингибирующее влияние радахлорина. Через 3 ч после внутривенного введения фотосенсибилизатора скорость и интенсивность агрегации тромбоцитов не изменялись, а дезагрегация значимо замедлялась. Облучение при плотности энергии 5 Дж/см2 не повлияло на кинетику агрегации тромбоцитов, при 10 Дж/см2 –дезагреция еще больше замедлялась, а при 20 Дж/см2 – уменьшались скорость и интенсивность агрегации тромбоцитов, а дезагрегации не происходило.

В условиях in vitro радахлорин дозозависимо ингибирует АДФ-индуцированную агрегацию тромбоцитов крыс; после лазерного облучения этот эффект значимо усиливается. Воздействие радахлорина на циркулирующие тромбоцитов приводит к изменению их функционального состояния, что проявляется в замедлении дезагрегации после воздействия АДФ. После лазерного облучения (10–20 Дж/см2) выраженность функциональных изменений увеличивается. Обсуждается вопрос о роли снижения дезагрегационной активности тромбоцитов в механизме тромбоза сосудов в зоне воздействия при фотодинамической терапии.

11-18 1209
Аннотация

Разработана экспериментальная модель для изучения оптико-акустического сигнала от моделей клеток крови, представляющих собой полистирольные микросферы с наночастицами. Установлено, что наночастицы из-за их сильного поглощения света существенно влияют на коэффициент клеточного оптического поглощения, при этом теплофизические параметры, а именно коэффициент теплового расширения, сжимаемость и изобарическая удельная теплоемкость клеток остаются неизменными, так как наночастицы занимают незначительный внутриклеточный объем по сравнению с объемом самой клетки. Оптоакустические сигналы были получены с использованием модельных растворов при различных концентрациях клеток и наночастиц для воздействия лазером с длиной волны 1064 нм. Экспериментальные данные, полученные с помощью лазерной установки LIMO100–532/1064-U на основе Nd:YAG, показали, что амплитуда оптоакустического сигнала возрастала без увеличения температуры в зоне воздействия лазера.

19-28 984
Аннотация

Отбеливание зубов является одной из самых востребованных процедур в эстетической стоматологии. Трудно поддающиеся отбеливанию дисколориты, вызванные изменениями дентина или дефектами эмали, могут быть устранены путем окисления хромогенов с помощью химических агентов, проникающих в эмаль и дентин. В последние годы фотодинамическое отбеливание зубов (ФДОЗ) рассматривается как минимально инвазивный и относительно эффективный по времени метод, при котором не используется перекись водорода, применение которой приводит к повышенной чувствительности зубов. Для ФДОЗ может использоваться фотосенсибилизатор (ФС) хлорин е6, обладающий высоким квантовым выходом генерации синглетного кислорода, низкой фототоксичностью, быстрым выведением, с одной стороны, и способностью к фотообесцвечиванию, с другой. В настоящей работе представлены количественные данные исследования эффективности ФДОЗ с хлорином е6: изменение цвета для 100 зубов после процедуры, оценка проникновения ФС в ткани зуба, оценка внутритканевой эффективности генерации синглетного кислорода и интенсивности фотообесцвечивания ФС при лазерном воздействии. Статистически установлено, что за одну процедуру ФДОЗ насыщенность цвета зубов (С) изменяется в среднем на 0,5 тона по шкале VITA, а светлота цвета (L) в отдельных случаях повышается более чем на 10 единиц.

29-35 719
Аннотация

Метод дистанционной инфракрасной термографии – один из неинвазивных диагностических методов, широко применяемых в медицине. Помимо применения для ранней диагностики злокачественных новообразований было предложено его использование при сосудистых заболеваниях, кожных болезнях, ревматических заболеваниях, артритах, синдроме Рейно, ожогах, хирургии, мониторинге эффективности терапевтического лечения и др. Необходимо отметить, что с конца прошлого столетия технический уровень выполнения тестов существенно не менялся. В своей работе мы попытались охарактеризовать вклад капилляров системы кровоснабжения кожи в динамику восстановления температуры поверхности после локальной гипотермии. Для повышения чувствительности и стандартизации метода мы разработали протокол исследования, предполагающий максимальную стандартизацию условий внешней среды или исключение их влияния. Для дозированной локальной холодовой нагрузки использовали оригинальный аппликатор. В качестве пассивной тепловой модели с отсутствием активного тепломассопереноса, но с близкими к человеческим тканям свойствами теплоемкости, структурой и характером кондуктивного перераспределения тепла, была выбрана модель на основе массивного блока тканей свиньи. Группу контроля составили условно здоровые добровольцы. В группу контроля вошли 51 человека, в группу больных диабетом II типа –16 человек. Нами получены показатели интегральной разницы температур. Показатель интегральной разницы температур здорового человека составил 121,8 ± 70,8 °С×c, пассивной модели – 307,2 ± 43,4 °С×c, больного сахарным диабетом – 95,6 ± 54,4 °С×c. Были сделаны следующие выводы: отсутствие тепломассопереноса в пассивной модели усложняет восстановление теплового баланса в виду многослойного строения кожи; кривая восстановления теплового баланса индивидуальна и не зависит от пола и возраста.

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ 

36-42 1248
Аннотация

В последние годы во всем мире наблюдается рост заболеваемости раком молочной железы (РМЖ), причем в 20% случаев при РМЖ происходит развитие внутрикожных метастазов. Возможности хирургического и лучевого лечения внутрикожных метастазов РМЖ достаточно ограничены, а эффективность полихимиотерапии с применением стандартных схем не превышает 22–27%, при этом срок ремиссии, как правило, составляет лишь 2–3 мес. Фотодинамическая терапия (ФДТ) является перспективным методом лечения внутрикожных метастазов РМЖ. Опыт применения ФДТ при данной нозологии достаточно ограничен, но полученные результаты демонстрируют его высокую эффективность и безопасность. Так, несколько российских исследований посвящены оценке эффективности ФДТ внутрикожных метастазов РМЖ с фотосенсибилизатором хлоринового ряда фотолон. По данным авторов, лечебный эффект был достигнут у 85– 97% пациенток (доля пациенток с полным и частичным эффектом составляла 73–85%). Исследования эффективности ФДТ у пациенток с такой же нозологией с использованием фотосенсибилизатора фотосенс демонстрируют несколько меньшую эффективность – лечебный эффект был достигнут в 81,8% наблюдений, при этом доля пациенток с полным и частичным эффектом составляла только около 50%. За рубежом проведен ряд исследований на моделях метастазирующего РМЖ с использованием новых фотосенсибилизаторов (например, синопорфирина натрия) и новых комбинированных схем ФДТ (например, адъювантная ФДТ с 5-фторурацилом или капецитабином). Полученные результаты демонстрируют перспективность новых подходов: ФДТ с синопорфирином натрия ингибировала рост как самой опухоли, так и ее метастазов; применение адъювантных схем привело к повышению дифференцировки опухолевых клеток у животной модели, прекращению роста опухоли, а также метастатических очагов.

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 

43-45 1350
Аннотация

Авторы описывают клиническое наблюдение с полным клиническим эффектом после многокурсовой фотодинамической терапии больной центральным раком легких и муковисцидозом с использованием фотодитазина. Фотодитазин вводили внутривенно в дозе 0,8 мг/кг за 2 ч до проведения сеанса облучения. Параметры облучения: плотность мощности – 150 мВт/см2, плотность энергии – 200 Дж/см2. Всего было проведено 3 курса фотодинамической терапии. В результате проведенного лечения отмечена полная регрессия опухоли. Пациентка находится под динамическим наблюдением в течение 2 лет после лечения, рецидива не выявлено.

ЮБИЛЕИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-9432 (Print)