ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Cпектроскопия спонтанного комбинационного рассеяния для ex vivo диагностики внутричерепных опухолей Нейрохирургия внутричерепных опухолей, особенно глиального происхождения, представляет нетривиальную задачу в силу их инфильтративного роста. В последние годы в нейрохирургии активно используются оптические методы интраоперационной навигации, однако один из наиболее широко распространенных подходов, основанный на селективном накоплении опухолью флуоресцентного контрастного вещества (5-АЛК индуцированного протопорфирина IX), не может быть применен для значимой части опухолей вследствие его низкого накопления. Напротив, спектроскопия комбинационного рассеяния, позволяющая проводить анализ молекулярного состава тканей с сохранением всех достоинств метода флуоресцентной спектроскопии, не требует при этом введения экзогенного красителя и может быть вариантом выбора при построении системы интраоперационной навигации или оптической биопсии. В настоящей работе представлены первые результаты использования метода главных компонент для классификации спектров комбинационного рассеяния глиобластомы человека с промежуточной обработкой спектров для минимизации возможных ошибок от флуоресценции как эндогенных флуорофоров, так и фотосенсибилизаторов, используемых при флуоресцентной навигации. В результате были обнаружены различия в пространстве главных компонент, соответствующие образцам тканей с микрокистозными компонентами, обширными участками некрозов, фокусами свежих кровоизлияний. Показано, что данный подход может послужить основой для построения системы автоматической интраоперационной классификации тканей на основе анализа спектров комбинационного рассеяния.
Авторы рассматривают возможности обезболивания при фотодинамической терапии (ФДТ) опухолей визуальных локализаций на основе анализа данных 102 пациентов. Среди пациентов, включенных в выборку, у 62 верифицирован базальноклеточный рак кожи, у 10 - плоскоклеточный рак кожи, у 10 - рак слизистой оболочки полости рта и ротоглотки, у 8 - лейкоплакия и дисплазия слизистой оболочки полости рта, у 6 - рак нижней губы, у 4 - рак молочной железы, у 2 - новообразования иных локализаций.У 15 пациентов для обезболивания применяли нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС), у 69 - сочетание НПВС со слабыми опиоидами (трамадолом), у 14 - проводниковую анестезию, у 4 ФДТ проводили под общим обезболиванием. Интенсивность болевого синдрома оценивалась в процессе проведения лазерного облучения опухоли по шкале вербальных оценок (ШВО). Отсутствие болевых ощущений зафиксировано в 9% наблюдений. Слабую боль отмечали в 58% наблюдений, умеренную боль – в 20%, сильную боль - в 10%, очень сильную боль - в 3% наблюдений.
Степень выраженности болевого синдрома при проведении ФДТ зависит от распространенности поражения, гистологической формы опухоли и способа обезболивания. НПВС в самостоятельном варианте или в сочетании с опиоидным анальгетиком позволяют эффективно контролировать болевой синдром при ФДТ базальноклеточного рака кожи в 89%, плоскоклеточного рака кожи – в 66% наблюдений. Проводниковая анестезия позволяет купировать болевой синдром при проведении ФДТ опухолей орофарингеальной области.
Несмотря на доказанную эффективность фототерапии, у этого метода есть ограничения для эпителиального применения из-за незначительного проникновения света. Авторами предложен фосфоресцирующий порошок (алюминат стронция) в качестве потенциального источника света, излучающего фотоны изнутри тела для целей фототерапии. Порошок алюмината стронция, использованный в эксперименте, имеет самое высокое пиковое поглощение при длине волны около 650 нм и самое низкое при длине волны около 350 нм. Согласно изображениям автоэлектронной сканирующей микроскопии, порошок имеет размер частиц от 10 до 50 мкм в кубической фазе. Оценка эффективности фототерапии с предложенным соединением проведена путем изучения воздействия на эритроциты облученной порошком плазмы крови. Фосфоресценция порошка с фиксированный массой 0,005 ± 0,001 г имеет максимум на длине волны 491,5 нм при накачке лазером с длиной волны 473 нм с мощностью 100 мВт. Затем его смешивают с центрифугированной плазмой крови в течение определенного периода времени (5, 10, 15 и 20 мин). Полученные результаты демонстрируют, что 5-минутное облучение является оптимальным периодом для эритроцитов с точки зрения улучшения морфологии и увеличения спектра поглощения УФ-видимой области по крайней мере на 21% по сравнению с контрольной кровью. При этом значительный прирост приходится на длины волн 340 нм и 414 нм, которые увеличиваются на 54% и 41% соответственно. Однако, для 10 мин и более облучение вызывает ухудшение морфологии, в то время как УФ-видимый спектр уменьшается начиная с 15 мин и позже. В связи с этим изучается сравнение плазмы крови, которая взаимодействовала с фосфоресцирующим порошком, с нефосфоресцирующим порошком, чтобы показать, что излучение играет роль в создании эффекта фототерапии.
ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ 
В представленной обзорной статье рассмотрены ключевые аспекты применения лазерных технологий, а именно лазерной вапоризации (ЛВ) и фотодинамической терапии (ФДТ), в лечении пациенток с цервикальными интраэпителиальными неоплазиями (CIN). Авторы проанализировали и систематизировали зарубежный опыт данных методов лечения, показания и противопоказания к их применению и преимущества по сравнению с традиционными подходами к лечению этой патологии. Основными преимуществами метода ЛВ являются возможность полного испарения патологического очага, визуальный контроль за глубиной деструкции тканей, отсутствие длительного отека и рубцовых деформаций, что позволяет сохранить целостность шейки матки и ее репродуктивную функцию. Несмотря на малую травматичность и невысокую частоту нежелательных реакций, данные литературы об эффективности ЛВ достаточно противоречивы и варьирует от 50% до 98%. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт применения ФДТ с различными фотосенсибилизирующими агентами (5-аминолевулиновая кислота (5-АЛК), гематопорфирин, хлорин и их производные) в лечении пациенток с CIN. Основными преимуществами метода ФДТ являются минимальная токсичность для окружающих нормальных тканей в связи с избирательным накоплением фотосенсибилизатора (ФС) в патологических тканях, невысокий риск возникновения выраженного болевого синдрома, отсутствие механизмов первичной и приобретенной резистентности, возможность амбулаторного проведения сеанса лечения, возможность комбинации с другими методами лечебного воздействия, отсутствие лимитирующих кумулятивных доз ФС и светового воздействия, возможность многократного повторения сеанса, хорошие косметические результаты и возможность реализации органосохраняющего метода лечения. Полученные результаты свидетельствуют о хорошей переносимости лечения и достаточно высокой эффективности применения ФДТ: частота полных регрессий варьирует от 30 до 67% при использовании аппликационных форм 5-АЛК, от 90 до 98,1% – при использовании гематопорифирина и хлориновых ФС. Таким образом, ЛВ и ФДТ могут рассматриваться как безопасные и эффективные опции лечения пациенток с CIN.