ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Несмотря на высокий уровень развития современной хирургии, в клинической практике современных хирургов продолжает расти количество пациентов с гнойными заболеваниями пальцев и кисти. В последние годы отмечается тенденция к развитию более тяжелых форм панарициев и флегмон у всё более молодого контингента больных. Все чаще врачи отказываются от использования классического метода ведения послеоперационной раны кисти с установкой дренажных трубок. Это явление полиэтиологично и требует особого внимания в связи с нередкими печальными последствиями неудачного лечениях. Высокая актуальность данной проблемы в ГБУЗ ГКБ № 4 г. Москвы стала основанием для проведения исследования влияния фотодинамической терапии (ФДТ) на течение раневого процесса у пациентов с данной патологией.
Целью данной работы является разработка методики с использованием ФДТ для улучшения результатов лечения пациентов с гнойными заболеваниями кисти при открытом ведении послеоперационных ран.
В данном исследовании проведен сравнительный анализ динамики раневого процесса у 99 больных, из них 49 (49,5%) пациентам в послеоперационном периоде выполняли курс ФДТ, 50 (50,5%) послеоперационную рану вели открытым способом. ФДТ выполняли на 2–е сутки после операции. Для ФДТ использовали гелевую форму фотодитазина (фотосенсибилизатор хлоринового ряда) в виде аппликации из расчета 1 мл геля на 3–5 см2 раневой поверхности. Сеанс облучения проводили с использованием лазерного аппарата «Аткус–2» (длина волны 661 нм). Плотность мощности составляла 0,1–1 Вт/см2, время воздействия на рану варьировали от 30 до 400 сек в зависимости от площади раны.
Для оценки динамики раневого процесса в послеоперационном периоде всем пациентам выполняли измерение площади раневого дефекта на 1–е и 5–е сутки, ежедневный контроль макроскопической картины. У пациентов после выполнения ФДТ отмечено более раннее очищение раны и купирование воспалительного процесса, ускорение краевой эпителизации и более раннее появление грануляционной ткани в среднем на двое суток в сравнении с контрольной группой. В этой группе на 5–е сутки площадь раневого дефекта уменьшилась в среднем на 22,4% (1 см2), в контрольной группе – на 18%. При анализе цитологической и морфологической картин выявлено ускорение перехода от воспалительной стадии раневого процесса к репаративной: репаративные процессы в группе с ФДТ начинались раньше в среднем на двое суток, в сравнении с контрольной группой. При микробиологическом анализе раневого экссудата отмечалось снижение количества микрофлоры после курса ФДТ, лишь в 6 случаях (12,2%) в повторном посеве выявлены возбудители, в контрольной группе данный показатель составил 38%. После курса ФДТ больные отмечали существенное снижение болевого синдрома, в том числе и при перевязках. Болевой синдром сразу после курса ФДТ снижался на 2–3 балла, к 5–м суткам становился умеренным: 4–5 балла. В контрольной группе данный показатель на 2–е сутки составлял 8 баллов, снижаясь к 5–м суткам до 6 баллов. По всем анализируемым показателям группы имели статистически значимые различия (р<0,001).
Ускорение заживления послеоперационных ран позволило сократить сроки стационарного пребывания на 6 суток и существенно улучшить качество лечения данной группы пациентов, что позволяет считать ФДТ высокоперспективным методом послеоперационного лечения гнойных заболеваний пальцев и кисти.
В работе представлены результаты исследования двух различных методик расчёта спектральных показателей лазерной допплеровской флоуметрии у пациентов с диабетической микроангиопатией на фоне сахарного диабета 2 типа (основная группа) и лиц с достоверно исключённым сахарным диабетом (контрольная группа). Расчёт спектральных показателей выполнялся с использованием либо средних, либо максимальных амплитуд частотных диапазонов. При сравнении вклада дыхательных и пульсовых флаксмоций с использованием средних амплитуд были получены значимые (p < 0,05) различия между основной и контрольной группами, тогда как при использовании максимальных амплитуд значимых различий не отмечалось (p > 0,05). При проведении корреляционного анализа вклада дыхательных и пульсовых флаксмоций и расчётной скорости клубочковой фильтрации в основной группе были выявлены значимые корреляции при использовании обеих расчётных методик. Данные исследования свидетельствуют о целесообразности использования методики, основанной на анализе средних амплитуд, для повышения специфичности лазерной допплеровской флоуметрии как метода диагностики диабетической микроангиопатии.
Авторами изучена противоопухолевая эффективность контактной лучевой терапии (КЛТ) в комбинации с фотосенсибилизатором (ФС) хлоринового ряда в эксперименте на лабораторных животных с перевивными опухолями. Работа выполнена на 50 лабораторных животных (белые беспородные крысы) с массой тела 250±50 г. В качестве опухолевых моделей использовали лимфосаркому Плисса (ЛСП) и альвеолярный рак печени РС (РС1), перевитые подкожно. ФС хлоринового ряда фотолон (РУП «Белмедпрепараты», Беларусь) вводился внутривенно капельно в дозе 2,5 мг/кг массы тела. Сеанс КЛТ проводили через 2,5 – 4 ч (в зависимости от опухолевой модели) после введения ФС с использованием аппарата «microSelectron HDR V3 Digital» («Nucletron», Нидерланды) с источником излучения 192–Ir в разовых очаговых дозах (РОД) 5 и 10 Гр. Все лабораторные животные, как в подгруппе с ЛСП, так и в подгруппе с РС1, были разделены на 5 групп по 5 особей в каждой: интактный контроль, КЛТ РОД 5 Гр, КЛТ РОД 10 Гр, ФС + КЛТ РОД 5Гр, ФС + КЛТ РОД 10 Гр. На модели ЛСП на 14–е сутки от начала воздействий средний объем опухоли (Vср ) в группах составил 26,31±5,81; 22,45±6,97; 18,99±4,86; 10,75±5,18 и 28,06±2,85 см3, соответственно (р˂0,05). Коэффициент торможения роста опухоли (ТРО) в опытных группах составил 14,67%; 27,82%; 59,14% и - 6,65%, соответственно. Частота полных регрессий опухолей через 60 суток после начала эксперимента составила 0%, 20%, 20%, 60% и 20%, соответственно. На модели РС1 на 14–е сутки от начала воздействий Vср . в группах составил 4,48±1,03; 0,80±0,21; 0,29±0,09; 0,19±0,07 и 0,32±0,08 см3, соответственно (р=0,009). Коэффициент ТРО в опытных группах составил 82,14%; 93,53%; 95,76% и 92,86%, соответственно. Частота полных регрессий опухолей через 60 суток после начала эксперимента составила 0%, 0%, 20%, 0% и 0%, соответственно. Результаты исследования показали, что введение ФС хлоринового ряда перед сеансом КЛТ увеличивает противоопухолевую эффективность лучевой терапии у животных с различными по гистологической структуре и характеру роста перевивными опухолями. Полученные данные свидетельствуют о перспективности дальнейших исследований радиосенсибилизирующих свойств ФС.
В работе оценена эффективность фотобиомодуляционной терапии (ФБМТ) для минимизации острого болевого синдрома в раннем постоперационном периоде у пациентов после проведения септопластики. В исследование были включены две группы наблюдения в количестве 31 пациент каждая. В первой группе была проведена септоплатика со стандартным ведением в послеоперационном периоде. Во второй группе к стандартным мероприятиям послеоперационного периода добавляли ФБМТ через 3, 6 и 24 ч после септопластики (λ=0,890 мкм, P=10 Вт, 2 мин) и далее интраназально через 48 ч после операции (λ=0,630 мкм, P=8 Вт, 2 мин). В обеих группах оценивали вариабельность сердечного ритма (ВСР) и болевой синдром при помощи визуально-аналоговой шкалы в течение 48 ч после септопластики. У пациентов второй группы на фоне применения ФБМТ показатели ВСР имели значимо меньшую общую мощность по сравнению с пациентами первой группы. После проведения ФБМТ ультранизкочастотный компонент спектрального анализа ВСР в первой группе составил 18580±2067 мс2, во второй группе – 8086±3003 мс2 (p<0,001). Низкочастотный компонент ВСР также был значимо выше в первой группе: 1871±405 мс2 и 1095±190 мс2 соответственно (p<0,005), что свидетельствует о повышении напряжения симпатического отдела вегетативной нервной системы в группе без применения ФБМТ. В первые 3 ч после септоплатики интенсивность боли между группами не имела достоверных различий (p=0,07). В период от 6 до 24 ч после хирургического вмешательства пациенты, которым не проводилась ФБМТ, испытывали более интенсивную боль, чем пациенты второй группы (p<0,001). Таким образом, в нашем исследовании группа пациентов с ФБМТ показала лучшие результаты по выраженности болевого синдрома и ВСР по сравнению с классической реабилитацией пациентов после септопластики.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ 
Приведены результаты 13-летнего клинического наблюдения пациентки после лечения базальноклеточного рака кожи правой щеки I ст сТ2N0M0. Анамнез заболевания связан с тем, что пациентке в раннем детстве по поводу гемангиомы нижнего века правого глаза и правой щеки выполнена лучевая терапия. В 2008 г., на фоне постлучевых изменений в области правой щеки, диагностирован базальноклеточный рак в МНИОИ им. П.А. Герцена. В Центре лазерной и фотодинамической диагностики и терапии опухолей пациентке проведено органосохраняющее лечение методом ФДТ. Проведен курс фотодинамической терапии (ФДТ) с 5-аминолевульновой кислотой. В последующем больная наблюдалась 13 лет без рецидива в зоне ФДТ. В 2016 г у пациентки диагностирован рецидив заболевания в виде нового очага базальноклеточного рака кожи верхнего века справа IА ст сТ1N0M0. Пациентке проведен курс ФДТ с фотосенсибилизатором на основе хлорина е6. Достигнута полная регрессия опухоли, срок безрецидивного наблюдения – 5 лет.