ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Изучено влияние лазера, излучающего в красной области спектра, на способность к заживлению ран после химиотерапии. В исследовании участвовали 60 человек, которые были разделены на две группы: лечения и контрольная. Пациенты из группы лечения получали 60-секундную световую биомодуляционную терапию с использованием красного лазера с длиной волны 650 нм и световой дозой 3,5 Дж/см2. Были измерены десневой индекс, уровни простагландина E2, человеческого дефензина 2 и интерлейкина-1β в слюне пациентов из обеих групп. Принятый уровень значимости p кюретажа у пациентов группы лечения наблюдались более низкие уровни простагландина Е2, человеческого дефензина 2 и интерлейкина-1β, чем в контрольной группе. Десневой индекс у пациентов после кюретажа не выявил существенных различий между группами лечения и контрольной группой в день лечения, но значительно отличался на 3-й и 5-й дни. В эти сроки в группе лечения наблюдалось уменьшение признаков воспаления и ускорение выздоровления. Результаты указывают на возможные преимущества лечения лазером, излучающим в красной области спектра, для восстановления после химиотерапии. Фотобиомодуляционная терапия красным лазером может способствовать процессам заживления у пациентов после кюретажа согласно результатам анализа десневого индекса, простагландина Е2, человеческого дефенсина 2 и интерлейкина-1β.
Множественная устойчивость микроорганизмов к антибиотикам является одним из основных рисков для безопасности в области глобального здравоохранения. Нарастание резистентности бактерий к уже имеющимся препаратам поставили на повестку дня поиск альтернативных способов борьбы с антибиотикорезистентными возбудителями инфекций. Одним из таких инновационных методов является антимикробная фотодинамическая терапия (АФДТ) одинаково эффективная против антибиотикочувствительных и антибиотикорезистентных возбудителей. Наиболее эффективными фотосенсибилизаторами (ФС) для АФДТ являются молекулы, содержащие положительно-заряженные группы в своем составе. В настоящей работе нами было получено новое катионное производное природного хлорина, содержащее пиридазиновую группу в своем составе, введение которой происходит с использованием подходов clickхимии. Противомикробную фотоиндуцированную цитотоксичность предлагаемого катионного ФС, а также его незаряженного предшественника, оценивали в отношении ряда грамположительных и грамотрицательных бактерий: S. aureus, K. pneumoniae, E. faecalis, P. aeruginosa. Показано, что катионный хлорин обладает повышенным бактерицидным действием при облучении светом (λ =660 нм, Ps = 70,73 мВ/см2 ) по сравнению со своей основной формой. При инкубировании микробных суспензий с раствором катионного ФС в концентрации 24 мкМ и последующим облучением наблюдался заметный бактерицидный эффект в отношении всех вышеназванных бактерий. В результате проведенных микробиологических исследований показано, что предлагаемый катионный ФС обладает высокой фотоиндуцированной антимикробной активностью.
Общая выживаемость (ОВ) и безрецидивная выживаемость (БРВ) у пациентов с глиобластомой напрямую зависит от радикальности резекции опухоли. Согласно данным ряда авторов эндоскопические операции под флуоресцентным контролем увеличивают частоту тотальной резекции. Однако до сих пор имеется мало данных о вличнии эндоскопической резекции с флуоресцентным контролем на показатели БРВ и ОВ пациентов с глиобластомой. Целью нашего исследования было изучение влияния интраоперационного эндоскопического и флуоресцентного контроля на показатели ОВ и БРВ у пациентов с глиобластомой. Проведен ретроспективный одноцентровый анализ у 20 пациентов с глиобластомой. 10 пациентам выполнена резекция опухоли с использованием операционного микроскопа с эндоскопическим и флуоресцентным контролем. У 5 пациентов в качестве фотосенсибилизатора использовали 5-аминолевулиновую кислоту (5-АЛК) в дозе 20 мг/кг, у 5 пациентов хлорин е6 в дозе 1 мг/кг. 10 пациентам выполнена резекция под эндоскопическим контролем, но без флуоресцентного контроля. Обе когорты пациентов были сопоставимы по возрасту, функциональному состоянию, локализации опухоли, методам адъювантного лечения и молекулярному статусу. Критериями оценки эффективности проводимого исследования в группах были: радикальность проведенного оперативного вмешательства по данным послеоперационной магнитно-резонансной томографии с контрастным усилением, а также медианы БРВ и ОВ. В группе комбинированного хирургического вмешательства под микроскопическим и флуоресцентным контролем с эндоскопом частота тотальной резекции опухоли была выше, чем в группе пациентов, перенесших только хирургическое вмешательство под микроскопом и эндоскопом без флуоресцентного контроля (100% против 60%; р=0,002). Медиана ОВ в первой группе составила 20,2 мес (95% ДИ 11,9-28,6) против 16,3 мес во второй группе (95% ДИ 11,0-20,9) (р=0,003), медиана БРВ 11,7 мес. (95% ДИ 9,8-15,7) против 9,8 мес (95% ДИ 6,1-13,4)% (р=0,04). соответственно. Как показал наш опыт, использование флуоресцентного контроля во время резекции опухоли у пациентов с глиобластомой при эндоскопической ассистенции положительно отражается на результатах лечения пациентов с глиобластомой и может быть рекомендовано для широкого внедрения в клиническую практику.
Целью исследования явилось изучение эффективности высокоинтенсивного импульсного широкополосного облучения инфицированных ран. Проведено морфологическое исследование препаратов ран 105 крыс линии Wistar, которым в эксперименте моделировали инфицированные раны (три группы животных). В 1-й группе для лечения ран использовали высокоинтенсивное импульсное широкополосное облучение, во 2-й группе – традиционное ультрафиолетовое облучение, и в 3-й применяли только антисептик. Оценку эффективности производили до лечения, на 7-е, 14-е и 21-е сутки лечения. До начала лечения картина ран соответствовала фазе острого воспаления. На 7-й день в 1-о группе морфологическая картина соответствовала фазе пролиферации. Во 2-й и 3-й группах отек и инфильтрация к этому сроки сохранялись. К 14-му дню в 1-й группе наблюдали признаки формирования грануляционной ткани и переход ран в стадию регенерации. Во 2-й группе уменьшалась инфильтрация, появлялись новые капилляры, увеличивалось количество фибробластов. В 3-й группе, воспалительные явления сохранялись. К 21-му дню в первой группе наблюдалось ремоделирование соединительной ткани с признаками образования нежного рубца. Во 2-й группе животных наблюдались явления ремоделирования соединительной ткани. В препаратах ран 3-й группы инфильтрация уменьшена, новые сосуды образуются с замедлением. Таким образом, использование высокоинтенсивного импульсного широкополосного облучения инфицированных ран в более ранние сроки купирует воспаление, активизирует местную иммунную реакцию и ускоряет репаративные процессы.
Фотодинамическая терапия (ФДТ) обладает противовирусной активностью и является эффективным методом профилактики цервикальных ВПЧ-ассоциированных рецидивов. В нашем исследовании была оценена эффективность профилактической противорецидивной ФДТ культи шейки матки на втором этапе после высокой ампутации шейки матки у 65 пациенток с клиническим диагнозом carcinoma in situ и 35 – с диагнозом РШМ 1А1 ст. В качестве фотосенсибилизатора использовали аппликационно препарат на основе 5-аминолевулиновой кислоты (5-АЛК) в виде 12%-го геля в дозе 0,1 мг/см2. Облучение проводили через 4 ч (световая доза – 150 Дж/ см2). Полная эрадикация ДНК ВПЧ была достигнута у 94% пациенток. В остальных 6% наблюдениях противовирусный эффект зарегистрирован в виде эрадикации одного или двух типов при множественном инфицировании ВПЧ с доминированием 16 и 18 штаммов, или значительном снижении вирусной нагрузки. Сроки наблюдения составили от 3 до 10 лет. Стойкий противовирусный эффект в течение всего периода наблюдения сохранялся у 93 (93%) женщин. Таким образом, ФДТ культи шейки матки с 5-АЛК обеспечивает выраженный противовирусный эффект на втором этапе лечения предопухолевой и начальной опухолевой патологии шейки матки за счет селективного накопления фотосенсибилизатора в инфицированных клетках с последующим их прямым фототоксическим и фотохимическим разрушением до базальных и парабазальных слоев эпителия, в которых происходит репликация вируса.